Суббота, 28.12.2024, 12:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Поспели Вишни
Главная » Статьи » Мои статьи

Репортёр: от 12 июня 2003г.

В юности он написал песню «Поспели вишни в саду у дяди Вани» и не придал этому особого значения. А потом ее пела вся страна, она звучала в заграничных ресторанах, диски и кассеты выходили миллионными тиражами.

Автор этой песни Григорий Гладков ро­дился и жил в Никополе. Недавно он был нашим гостем, по просьбе «Репортера» дал интервью для читателей газеты и ис­полнил для нас свой хит на том месте, где родился и провел детские годы.
До чего же все тесно пере­плетено в таких маленьких го­родках, как наш Никополь! На фестиваль в честь дня рожде­ния Осипа Шора (прототипа Остапа Бендера) приехал из Днепропетровска автор попу­лярного в 70-80-е годы хита «Поспели вишни в саду у дяди Вани» Григорий Гладков. И надо же такому быть: детство Гладкова прошло в переулке Глухом, где, по нашим предпо­ложениям, могло жить и семей­ство Шоров. Естественно, мы предложили побывать там вместе. И вот 30 мая на маши­не Григория Евгеньевича, с ги­тарой, мы оказались на берегу Днепра, почти у городского пляжа, во впадине, поросшей травой...
-Вот здесь, наверху, у той опрокинутой ржавой лодки, стоял наш дом. А вот здесь был большой сарай, который называли свечным заводом. Семья моей бабушки жила на квартире у хозяев этого заво­дика. От той эпохи остался только вон тот дом с четырьмя дверями. Всего здесь жили семь или восемь семей, с об­щим двором и одной уборной.
Мы завернули за угол, и Григорий воскликнул:
-О, так уборная до сих пор действует! В 1957 году мне было шесть лет. Потом мои родители перебрались жить на ул. Постышева, а я по-прежне­му проводил свободное время
здесь, у дедушки и бабушки, с друзьями детства. Здесь еще жили два двоюродных брата, дядя и тетя. Семьи часто собирались во дворе за общим столом. Отмечали праздники. Дружно жили, хотя и ругались. Тетка Мария была... она как рот откроет - о-го-го! Может быть, от нашего свечного заво­дика и пошла мечта о соб­ственном свечном заводике отца Федора из романа Ильфа и Петрова «12 стульев».
-Это было послевоен­ное время, фронтовики еще не остыли от боев, говорят, тогда много пили, как бы снимали стресс, и пели.
-Ну не больше, чем сейчас. Зато смысла было больше,
прочувствованнее. Пили, в ос­новном, домашнее виноград­ное вино. О самогоне я услы­шал лет в 14. У отца и дяди Вити, пришедших с фронта, были хорошие голоса, они пели «Майскими короткими ночами», «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат», «Я па­ мять о друге своем берегу, он пал на далеком чужом берегу», «Місяць на небі». Сначала мне подарили гармошку, потом ги­тару. На гитаре умели играть дедушка, дядя Витя и двою­родный брат Леня. Разучил первую мелодию (поёт): «По­мню, холодною зимнею но­ченькой ехали в санях втроем, лишь фонари по углам одино­кие тусклым горели огнем. Помню, у нас под медвежьею шубою желтый лежал чемо­дан. И каждый неверной дро­жащей рукою нащупал холод­ный наган».
- В общем, у вас тут была коммуна.
-Да, что-то вроде. Кстати, коммунальная жизнь очень по­лезна для развития ребенка. Множество источников инфор­мации из разных социальных уровней обогащает детский опыт, помогает быстрее и луч­ше ориентироваться в жизни. Сравните: или ребенок будет знать только то, что ему гово­рят мама с папой, или он ви­дит близко жизнь сразу не­скольких семей с разными взглядами, привычками, к кото­рым нужно приспосабливать­ся, уживаться, терпеть. Мы ви­дели, как родители работали, добывали копейку, ездили на огороды в плавни; мы, дети, и сами приносили рыбу на уху.
-А что ловилось-то тогда?
-Красноперка, верховодка. В те времена жили бедно. Смотрите, вон пошел парень с подводной маской. А мы их делали сами. Вырезали рези­ну из велосипедных камер, вырезали стеклышко (причем под водой, чтоб не трескалось) и клеили маски. Потом ныряли в них за раками. Собирали за­путавшиеся снасти, крючки, грузила и делали себе удочки. Чтобы выйти на воду подаль­ше от берега, выстилали помо­сты из камней. Забрасываешь удочку - и смотришь, как рыба червячка заглатывает. Вода - как хрусталь была.
-Можете вспомнить из своего детства какую-нибудь хулиганскую выходку? Все-таки вы
же были детьми.
-Вон на том помосте был подвальчик со ступеньками. Летом многие спали на улице. Мой двоюродный старший брат был большим любителем розыгрышей, и я видел, как он с друзьями ночью потихонечку занес спящего соседа вместе с кроватью... в подвал. Тот даже не проснулся. А потом через некоторое время оттуда раздался истошный крик. Представьте: просыпаешься, а вместо свежего воздуха и звезд - сплошная темень и затх­лый запах. Кинулся вставать, а под ногами что-то шевелит­ся (была картошка рассыпана). Ну, как в склепе каком-нибудь. Он и в крик. Люди выскочили - спасли. Хлопцы, конечно, по­прятались.
А еще, помню, здесь были горы песка, и на самом боль­шом бугре стоял деревянный туалет. И жил у нас такой Кузь­ма Петрович, грозный мужик по кличке Кузя-Кузя-Солнышко. Мы играли в казаков разбойников. Кузя, перед тем как скрыться в туалете, что-то про­кричал нам и кулаком помахал, видно, ему что-то не понрави­лось. Ну, зашел, закрылся. А хлопцы подобрались тишком и... столкнули домик вниз. Как сейчас помню: медленно катится этот туалет вниз, перевора­чиваясь, а оттуда дикий крик. Вот скатился, дверца распахнулась, и Кузя вывалился.
-Ой, а что вам за это было?
-Я же маленький еще был. А с пацанами разбирались дома индивидуально.
-И вот эта чистая, непосредственная, по большому счету, высокоморальная среда стала той почвой, на которой вы родились как музыкант и композитор?
-Наверное. Все пели. Жили бедно, но верили, что дальше будет лучше, надо только потер­петь. И эта вера согревала. Эту веру мы впитывали от наших преподавателей. Здесь, в ста­ром городе, была элитная шко­ла № 1. Я учился в школе № 7, и она тоже считалась очень хо­рошей. Начиналась эра КВНов. В 9-10-м классах я был капитаном команды. Контингент наших ребят был, может, не таким на­читанным, как в первой шко­ле, но живой, сообразительный. Один мой родственник-студент подсказал, что можно под изве­стные мелодии подбирать свои тексты. Он приходил и тренировал нас. Мы сидели часами, выдумывали, репетировали. Когда сразились с первой школой, то конкурс капитанов я выиграл, а в целом нам чуть-чуть не хвати­ло силенок обыграть эту школу.
-Все еще болит?
Он рассмеялся.
-Вашу песню о дяде Ване и тете Груне, которые в колхозной бане мылись, исполняли Михаил Шуфутинский, Вил­ли Токарев, Аркадий Се­верный. Она звучала в заграничных ресторанах: диски и кассеты выходи­ли миллионными тиражами. Но авторство поче­му-то не указывалось.
-Во-первых, в Советском Со­юзе не было тогда законов, за­щищающих авторские права. А во-вторых, песенка не была идейной, как требовало время, и потому настаивать на авторстве было опасно, еще и наказать могли по комсомольской линии.
Григорий окончил Днепропетровский медицинский ин­ститут, Полтавский коопера­тивный и вот недавно - юри­дический. Женился, остепе­нился.
На фестивале в честь Остапа Бендера Гладков исполнил и другие свои песни. Для людей среднего по­коления они были приятным откровением. Лиричны, иронич­ны, добры, мягки.


Он пел:

Ох, и голос сексуальный
У Патриции Каас,
Я под аркой Триумфальной
с ней бы встретился  как раз.
Рассказал ей про мотивы
неоперившихся чувств.
Может, я и некрасивый,
Но по сексу отличусь.

Припев:
Ах, милая Патриция,
Да если б не милиция,
Которая меня хватает
Через день…
А потому – поэтому
свою судьбу поэтову
Я не могу с тобой связать.
Чтоб на тебя, любимая,
ничем не бросить тень.

Или:

Ах, этот грипп-грипп-грипп,
Он дверью скрип-скрип-скрип,
И ухмыляется, вползая вам
в кровать.
И вот те на-на-на,
уже жена-она,
Не хочет вас,
больного, целовать.
...Я уничтожил все бациллы
чесноком,
Я разогнал все стрептококки
самогоном...

А ещё:

Я в одной столовой кушал,
Речь завел за Нотр-Дам,
Невнимательно кто слушал,
Получили по мордам.

О Делоне и Депардье, кото­рые имеют возможность общать­ся с Патрицией Каас, он поет:
Ах, Патриция, родиться если б здесь им привелось(в Украине. Ред.),
Им бы сходу удавиться
Прямо сосками пришлось.
-Хоть маленькое чув­ство сожаления оста­лось, что не пришлось стать профессиональным композитором?
- История не терпит сосла­гательного наклонения. У меня много и других неиспользован­ных шансов. Но каждому что-то помешало. Например, у меня были проблемы с дыха­нием, поэтому петь професси­онально не мог бы. Вы знаете, известный китайский философ Конфуций был... надзирате­лем императорских амбаров.
-А вот Шуфутинскому повезло - ездит по странам, денежки зако­лачивает.
-Ну и что? Он даже не ком­позитор. Он просто хороший аранжировщик чужих песен. А на своих дисках «скромно» не писал имена авторов.
-Ой, вы знаете, я сей­час вспомнила, что сказал Токарев в «Комсомолке»: «Миша талантливый биз­несмен и имеет какое-то отношение к музыке. Но если бы вы спросили, нравится ли мне его ис­кусство, я бы не смог лу­кавить и сказал: «Только редкие вещи». То, что он делает, можно было сде­лать лучше».
...Мы постучали в дверь наугад из оставшихся старых четырех квартир в доме на пу­стыре. Вышла девушка, мы перекинулись с ней парой фраз. Прошлись по набереж­ной, вспомнили бабушку Розу Шор, которую никогда не виде­ли - ее увезли родственники в Кривой Рог. И тетю Груню, ру­сачку, которая могла загнуть крепко словцо, и когда уж осо­бенно доставала соседей, то ее называли Грунепой. Григорий спешил: мама, Клавдия Пантелеевна, болеет, надо перед отъездом выпол­нить кое-какие дела.




Источник: http://www.gladkov.ucoz.ua/Pressa/2.doc
Категория: Мои статьи | Добавил: gladkov (05.12.2007) | Автор: Рома
Просмотров: 859 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каталога
Мои статьи [38]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Мини-чат

Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz